Ремонт бетона - как правильно исправить дефекты, подробные инструкции | Бетон и строительные технологии - помощь.

Ремонт бетона — как правильно исправить дефекты

13.04.2013




Уважаемые коллеги!

«Теория без практики — мертва, а практика без теории — слепа», верный афоризм, мы с Вами попытаемся объединить эти две «ипостаси» в этой статье.

 Сегодня мы с Вами обсудим тему ремонт бетона, то есть как исправить, с минимальными затратами, дефекты допущенные ранее и как не допустить разрушение бетона, она продолжает серию статей «Производство бетонных работ». 

Она следующая в этой серии, первые три были опубликованы ранее, напомню Вам как они назывались:

1 Приготовление бетонной смеси  – подбор состава бетона по программе.

2 Укладка бетона  – как правильно произвести бетонные работы.

3 Уход за бетоном  – как правильно ухаживать за свежеуложенным бетоном.

4 Ремонт бетона  – как правильно исправить дефекты. Это статья, которую Вы читаете.

5 Трещины в бетоне – причины и как не допустить их образования.

6 Трещины в бетоне – обследование объектов для выявления трещин и дефектов.

 

Пишу эту серию статей по многочисленным просьбам моих коллег и  посетителей моего сайта, скажу откровенно пишу очень долго и трудно, потому что «объять необъятное»  невозможно, тем более учитывая ограниченный формат страницы сайта, а уж написать просто и доступно о сложном еще трудней. Ну что же, что сделано, то сделано и судить об этом Вам.

Сразу хочу еще раз предупредить, эта серия не для супер профессионалов, она скорее для «основного большинства» не совсем искушенных в вопросах бетоноведения  и я постарался дать в одном месте целостную картину основных технологических процессов от начала и до конца.

Прежде чем писать эту серию статей, я естественно зашел в сеть и посмотрел, что пишут по этим, выше перечисленным запросам и нашел десятки тысяч  публикаций, есть неплохие (их немного), есть чисто рекламные (их большинство), а остальное просто скопированные друг у друга статьи и совершенно не конкретные. И естественно у меня появилась  потребность высказать свое мнение по этой проблеме.

 Итак, дефекты и брак в бетонных конструкциях и их виды от самых «безобидных» до существенных, которые угрожают целостности конструкции. Все начинается с самого первого шага: а) приготовление бетонной смесиб) укладка бетона; в) уход за бетоном и если это сделано с нарушениями появляются трещины в бетоне или другие дефекты, возникает необходимость производить ремонт бетона, чтобы в дальнейшем не произошло разрушение бетона, давайте рассмотрим далее какими бывают дефекты и брак в бетонных конструкциях:

 

 

Закончив бетонирование конструкций и сняв через определенное время опалубку нужно произвести визуальный осмотр открытых поверхностей совместно с представителем лаборатории,  возьмите молоток и простучите поверхность бетона, при появлении «глухого» звука необходимо проверить «сомнительные» места с помощью ультразвукового или другого дефектоскопа, желательно осмотр производить совместно с представителем строительной лаборатории.

 

 Более детально о том как производить обследование можно скачав этот файл МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. Даны буквально пошаговые инструкции по обследований объектов и самое главное как документально это все оформить.

 

 Еще хочу порекомендовать Вам скачать и почитать уникальную в своем роде книгу о дефектах бетона и способах их устранения — И.А.Физдель-Дефекты в бетоне и методы их устранения в конструкциях и сооружениях, скачать можно по этой ссылке (ссылку открывать в новой вкладке).  Хотя книга написана еще в 70 годы прошлого столетия, она актуальна и сейчас, ведь за это время дефекты не изменились, Книга написана очень просто и доступно, читайте.

Вообще дефекты в бетоне условно принято разделять на две на две большие основные группы — к первой группе относят как бы это сказать «несущественные дефекты», которые не влияют на прочностные характеристики конструкций и не оказывают влияние на их несущие способности и не требуют разработки специальных мероприятий, устраняются довольно просто без особых затрат труда и материальных средств. Вот мы их сейчас с Вами и рассмотрим:

 1 Обычные неровности на поверхности бетона, этот вид дефекта еще называют «гравелистая» поверхность бетона, появляется из за некачественной опалубки, когда осуществляется производство бетонных работ, выхода наружу граней щебня.  Этот наиболее часто встречающийся вид брака, он снижает качество внутренней и наружной отделки помещений.

Устраняется этот вид дефекта следующим образом, сначала очищают металлическими щетками, затем промывают струей воды, и затем просто «косметический» ремонт, то есть оштукатуривают обычным цементным раствором обычного состава.

 2 Каверны и поры на поверхности бетона, образуются обычно из за вовлечения пузырьков воздуха в бетон или раствор, дефектов опалубки, выхода на поверхность конструкции «цементного молочка» при излишне вибрировании или наоборот из за недостаточного уплотнения бетонной смеси, все это возможно когда укладка бетона производится с нарушениями. Этот брак устраняется тем же способом, что и в предыдущем случае.

 3 Небольшие углубления в бетоне, так называемые «изъяны», недостаточный защитный слой, обнажение арматуры, которые вызывают на поверхности бетона ржавые пятна и потеки на фасадах; различные механические повреждения, возникающие при изготовлении, транспортировании или монтаже конструкций.

 4 Раковины поверхностные –  этот вид дефекта встречается, к сожалению, сравнительно часто. Появление раковин происходит в основном из за нарушений технологий всего цикла: а) неправильное приготовление бетонной смеси б) расслоение ее при длительном транспортировании в) укладка бетона и его уплотнение производилась с нарушениями г) конструкция насыщена большим количеством арматуры и это не учитывалось когда производилась укладка бетона и его уплотнение.

 Неглубокие раковины расчищают от неплотного бетона зубилом и металлической щеткой, промывают водой и заделывают обычным цементным раствором раствором, «вбивают» как бы трамбуют уплотняя или зачеканивают жестким раствором.

 5 Необработанные рабочие швы и наплывы образуются как правило  довольно часто, когда производится укладка бетона в монолитные железобетонные конструкции. Их нужно удалять по свежему бетону сразу после снятия опалубки.

 6 Сколы в бетоне, они образуются как правило от механических повреждений при распалубке еще не «схватившегося» бетона, перевозке железобетонных конструкций, их складировании и монтаже. Сколы могут образовываться и при  эксплуатации промышленных сооружениях при креплении к изделиям оборудования, систем коммуникаций и т д.

Как заделывать сколы? Однозначный ответ дать сложно, нужно исходить из реалий и делать это нужно по свежему бетону, если небольшой скол, просто ограничиваются восстановлением с помощью цементного раствора повышенной марки и тщательного ухода за ним. Если скол рузрушил защитный слой и проглядывает арматура, нужно углубить поврежденный участок до ребра арматуры, очистить края скола, наложить опалубку и забетонировать участок бетоном на одну марку превышающую существующий и обеспечить должный уход за «залеченным» участком. 

 Это все о «несущественных» дефектах, сразу хочу предупредить, все это нужно делать немедленно после снятия опалубки, во первых легче удалить все неровности и «наплывы» на бетоне, пока он не «схватился» и заделывать не глубокие раковины и углубления проще по свежему бетону, когда еще есть шанс, что эти «заделки» свяжутся в монолит со «старым» бетоном».

Ниже по тексту Вы можете скачать более подробную информацию по теме ремонт бетона в конструкциях.

Переходим ко второй группе дефектов, я бы их назвал «существенные», которые уже могут влиять на прочностные и несущие характеристики бетонных конструкций. К этой группе следует отнести глубокие и сквозные раковины, пустоты, трещины, отклонения конструкций от проектных размеров и другие подобные им дефекты. Этот брак устраняется после особо тщательного осмотра конструктива (выше есть ссылка для скачивания подробной инструкции, как это нужно делать) и обязательно, после согласования способов устранения дефектов с проектной организацией.

Я предлагаю сделать так, сначала обозначим вид «существенных» дефектов, затем обозначим общие причины их возникновения (потому что причины в общем то у них схожие), а затем расскажу Вам о способах их устранения, потому что методика и ремонт бетона с такими дефектами тоже большей частью однотипные, они разработаны проектными институтами и обозначены в соответствующих нормативных документах, но я расскажу Вам об этом просто и доступно для понимания. Договорились? Итак:

 1 Раковины глубинные и сквозные– это уже более серьезный вид дефекта и встречается, к сожалению, довольно часто или  раковины единичные, но их целое «семейство» рядом расположенных. Эти раковины в бетоне образуются как участки плохо сцементированного щебня или песка, они разобщены между собой при отсутствии раствора в местах контакта.

Такие раковины могут образовываться из за сбрасывания бетона в опалубку с большой высоты, как результат недостаточного уплотнения бетонной смеси или применения повышенной жесткости бетона, как результат длительного транспортировки, во время которого бетонная смесь расслоилась и начала схватываться. Большей частью подобные раковины образуются в местах большого количества арматуры, в труднодоступных и неудобных местах для укладки и уплотнения бетона. Все это необходимо учесть когда осуществляется производство бетонных работ.

Как заделывают сквозные раковины можно посмотреть, скачав небольшой, специально подобранный мною файл —   Методы устранения дефектов бетонных и железобетонных конструкций.

  2 Рыхловатость структуры бетона. Обнаружить такой дефект сравнительно просто, если конечно есть опыт, при простукивании молотком в этих местах звук получается более «глухой». В основном это происходит, когда укладка бетона производится зимой. Такую структуру мы получим при замораживании бетона на ранних сроках твердения.  В результате в бетоне не проходит нормальная стадия гидратация цемента в начальный период твердения, он при оттепелях  впитывает  воду, что при многократном повторение этих процессов оттаивания и замораживания бетона и раствора приводит к полному или частичному разрушению структуры материала.

Большей частью признаком такого дефекта, является «лицевое шелушение бетона», сопровождается отделением поверхностного слоя до глубины 4 — 7 см и арматура обнажается, через определенный время эксплуатации рыхловатость структуры может распространяться на глубину 10 — 30 см. В тонкостенных конструкциях бетон разрушается на полную толщину.

Обнаружив такой дефект, нужно сразу бить тревогу и принимать неотложные меры с участием представителя строительной лаборатории. Однозначных рекомендаций здесь трудно дать, это зависит от многих факторов. Иногда просто можно покрыть участок гидрофобизирующими составами, а иногда и полностью удалять бракованный участок и проводить повторное бетонирование, если это конечно позволяет технология строительства.

Как производить ремонт бетона в данном случае можно посмотреть в следующем пункте, там же можно скачать более подробную информацию об этом.

 3  Пустоты в бетонных конструкциях. Это пожалуй один из самых серьезных дефектов, среди возможных, когда осуществляется производство бетонных работ и как ни странно  допускается по «головотяпству», это как правило неуплотненные участки бетона, другой причины я и подобрать не могу. Конечно можно и по «умному» подобрать определение и причину, например, что «Пустоты часто возникают в конструкциях, насыщенных  арматурой, в местах скопления и пересечения закладных деталей, при бетонировании тонкостенных конструкций, обетонировании колонн с жесткой арматурой, при недостаточном уплотнении, зависании бетона в конструкциях, а также при сложном примыканий элементов друг к другу». И все равно это «разгильдяйство», другой причины здесь нет. Раньше за такой брак мастера бетонных работ «запросто» переводили на 3 месяца в бетонщики, да еще и лишали премиальных. Ну да ладно не буду «ворчать».

Чаще всего, такие дефекты встречаются в нижних частях колонн, балок  на участках различной длины с обнажением арматуры в узлах примыкания изделий, в сопряжениях монолитных железобетонных стен с днищами.

А вообще это ЧП, нужно составить акт, согласовать способы устранения с проектировщиками, они естественно будут перестраховываться.

Скачайте файл и прочитайте как нужно устранять такие дефекты —  Рекомендации по ремонту ж.б. опор и фундаментов с применением цемсодержащих составов.

Если же это не несущая конструкция, делается довольно просто (любой более менее опытный мастер бетонных работ это знает). Делать нужно сразу после снятия опалубки и «лишние» свидетели Вам здесь не нужны. Расчищается «пустота», удаляются «слабые» и «неокрепшие» слои бетона, все это промывается водой, изготавливается опалубка на пустотный участок и через раструб (если участок длиннее делается 2 или 3 раструба) заливается такая же бетонная смесь подвижностью П5 (если поставляемая смесь жестче добавьте примерное 15% цемента с водой из пропорции 60/40) эту бетонную смесь хорошо перемешать, залить через раструб, проштыковать, слегка обстучать молоточком по опалубке с разных сторон (это как бы вместо вибратора, только недолго 10 секунд не более, а то может произойти расслоение смеси). После снятия этой опалубки «будьте любезны» обеспечить тщательный уход за этой «вставкой». Проверено на собственном опыте, метод работает, проверяли ультразвуком на прочность, показатели даже выше чем в «обычных» местах.

Более подробно и детально ознакомиться о том как проводить ремонт бетона и с проведением ремонтных работ по устранению дефектов, можно скачав файл

—  Руководство по ремонту бетонных конструкций.





style="display:inline-block;width:300px;height:600px"
data-ad-client="ca-pub-4849841072185933"
data-ad-slot="3817006807">

— И еще один файл -  СНиП 52-01-2003. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения.

 

 Выбоины и углубления в бетоне. Эти дефекты наверное можно было и не выделять в отдельный вид, но я решил это сделать, потому что они ну просто «достали» нас всех на наших дорогах. И хотя мы и не будем рассматривать дорожные ямы, но причины их возникновения однотипные, а уж о последствиях я и не говорю. Извините это был просто «крик души», но к сожалению он зачастую остается как «глас вопиющего а пустыне».

Но давайте, как говорят «вернемся к нашим баранам» то бишь к выбоинам в обычном бетоне. Причина их возникновения, в большинстве случаев, это результат того, что производство бетонных работ было выполнено с нарушениями технологии строительства, или проще говоря брак и к сожалению — довольно распространенное явление. Детально не буду описывать все детали, почитайте чуть выше раздел рыхловатость структуры бетона, это пожалуй одна из главных причин возникновения выбоин, а уж дальше мороз усугубит этот, к сожалению, необратимый процесс.

Конечно же выбоины нужно немедленно устранять. (но уж не так как это делают наши «горе дорожники»). А Вы знаете, у меня давно сложилось мнение, что они и не заинтересованы их «лечить» как надо, это же их «дойная корова», ну ладно все, ни слова больше о дорожниках.

Как же нужно заделывать выбоины в бетоне, описываю все по порядку:

1 Выбоину обрезаем со всех сторон с помощью любого доступного Вам инструмента (алмазного диска, перфоратора или отбойного молотка), на глубину примерное 50 мм).

2 Вынимаем поврежденное покрытие.

3 Вскрытую полость нужно обеспылить, затем увлажнить или еще лучше обработать грунтовкой для минеральных смесей (их великое множество на любом строительном рынке) полость заполняется специальным ремонтным составом типа Консолит-Барс или или другими подобными, порекомендовал бы Вам использовать для этих целей цемпесчаную смесь с использованием напрягающего цемента НЦ20 (соотношение НЦ20 и песок 40/60), это тоже вполне доступный цемент, везде есть в продаже.

4 Смесь разравнивается  правилом, далее нужно накрыть пленкой, а через сутки влажными опилками, песком или мешковиной (да любой тряпкой, что есть под рукой.

5 Через 7 суток «заплатку» можно шлифовать заподлицо с полом.

Более детально и подробнее можно прочитать о бетонировании полов и других горизонтальных поверхностей скачав файлы:

Все от укладки до ухода и обработки - Инструкция для бетонирования плиты.

 И еще один —  Все виды ремонта бетонных полов  

Есть еще один самый серьезный вид дефекта – деформация бетонных конструкций и повреждения, которые «могут привести к отказу в работе отдельных железобетонных конструкций» (вот как «умно» и обтекаемо сказал). Но я об этом говорить ничего не буду, надеюсь у Вас этого не произойдет. Это уже настолько серьезно, что без полной замены деформированных изделий, к сожалению не обойтись.Желающие подробнее ознакомиться могут скачать и почитать  этот файл —  Классификатор основных видов дефектов в строительстве и промышленности — там все подробно описано.

 Ну и напоследок еще один очень важный совет из собственного опыта. Берегите арматуру да Вы верно прочитали – Берегите арматуру (я конечно имею в виду ту, которая уложена в бетоне и сделала его железобетоном), потому что арматура, это главное, что обеспечивает целостность ж.б.конструктива. Беречь, я имею в виду не допускать проникновения влаги внутрь бетона, иначе Вы получите то, что изображено на картинке.

Проржавевшая арматура, кроме того, что она снижает прочность изделия, ржавчина сама по себе разрушает бетон изнутри. Мне не раз приходилось на своем опыте видеть, что лет через 20, при вскрытии бетона, от арматуры не оставалось и следа, вернее следы оставались но только в виде «ржавых остатков». И если Вас интересует и беспокоит, что будет с вашим бетоном лет через 20, принимайте меры сегодня, когда Вы осуществляете производство бетонных работ на объекте:

1 Как ни банально это будет звучать, будьте любезны исполнять все то, что написано в предыдущих статьях, общей тематики «Производство бетонных работ», да как ни «тривиально» это звучит, нужно просто качественно делать весь комплекс работ, ну или по крайней мере самые важные составляющие, а я об этом как раз и писал.

2 Применяйте, КОМПОЗИТНУЮ АРМАТУРУ, прочтите еще раз и поймите, что сегодня Вы можете избежать многих проблем с армированием бетонных конструкций, особенно эксплуатирующихся в зоне повышенной влажности (и особенно это касается заглубленных фундаментов).

3 Там где невозможно применить композитную арматуру и применяется обычная стальная или бетонирование было произведено ранее, нужно тщательно следить и предотвращать проникновение влаги внутрь бетона. Это значит, что нужно покрывать конструкции гидрофобизирующими составами. Можете скачать и почитать файлы ниже о составах проникающего действия, лучших на мой взгляд на сегодня.

Рекомендации по ремонту ж.б.мостов составом КАЛЬМАТРОН

Рекомендации по применению материала КАЛЬМАФЛЕКС для ремонтно-строительных работ 

Гидроизоляционные материалы «КАЛЬМАФЛЕКС» и «КАЛЬМАТРОН» — это составы проникающего действия для защиты бетона от агрессивных сред, на сегодня это пожалуй лучшие гидроизоляциоггые материалы.

Эти составы широко применяют для защиты мостовых сооружений и объектов энергетики, ну и безусловно для восстановления гидроизоляции подвалов, гидроизоляции бассейнов, гидроизоляции промышленных зданий и т д. В общем рекомендую, но Вы можете найти и другие материалы для гидроизоляции на любом строительном рынке.

Ну вот пожалуй на этом можно закончить обзор по этой теме. Как!!!!! это уже все, спросят многие, а где же про трещины в бетоне, и будут конечно правы. Сначала я хотел в этом обзоре рассказать и об этом тоже, но потом решил посвятить этой проблеме отдельную запись и она, эта тема того вполне «заслуживает», читайте об этом в следующе посте общей тематики «Производство бетонных работ».

Рекомендую Вам также познакомиться с очень интересными материалами  уникальных технологий производства строительных материалов по ссылкам ниже:

1  Грунтоблоки, уникальная технология и оборудование для их производства.

Вспученный вермикулит и перлит — сегодня, это новые возможности для производства и бизнеса.

Серобетон и сероасфальт – уникальные технологии и оборудование для их производства.

4  Ячеистый бетон — что лучше? Выбираем оптимальный вариант. Лучший и недорогой вариант технологии и оборудования для производства строительных блоков из неавтоклавного газобетона

Полистиролбетонные негорючие блоки для строительства методом без опалубочного строительства.

6 Сухие строительные смеси – простой и недорогой способ приготовления.

 

 На этом все, кликните по этой ссылке, чтобы посмотреть другие интересные и полезные материалы моего сайта.

 

Желаю Вам успехов.

 

Творите, дерзайте и побеждайте!

 

С уважением, Николай Пастухов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если статья понравилась, пожалуйста кликните на кнопки и поделитесь с друзьями в соц. сетях!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир





Комментарии RSS

Оставьте комментарий